ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК МОГИЛЕВ


Авторизация пользователя

Имя:
Пароль:
зарегистрироваться
забыли пароль


На наши вопросы отвечает ректор УО «БГСХА», доктор ветеринарных наук, профессор КУРДЕКО Александр Павлович

 

 

 

 

 

  

 

- Не всегда в обществе правильно понимают, что такое инновации. Как Вы можете охарактеризовать связь инноваций и образования?

 - Образование, а тем более, высшее образование без инновационного процесса невозможно. Мало того, чтобы появилась идея, надо довести эту идею до экспериментальной модели, затем - до коммерческого продукта, и обязательно научить,  как пользоваться этим продуктом, как продавать его и т.д., это и есть инновационная спираль.

          Сегодня государство поддерживает инновационный путь развития, наука сориентирована на прикладной аспект своей работы, - кому как не нам, университету аграрного типа, воспользоваться  этим. Поэтому мы ориентируем наш ученых на инновационный путь развития научных изысканий. Мы в академии тоже создаем систему технопарка из нескольких  структур.

          На сегодняшний день у нас создан учебно-научный центр «опытные поля». Это такие поля, где проводятся испытания новых сортов растений,  идет их апробация, при этом разрабатывается  технология выращивания этих растений (полная обработка, расчет доз вносимых удобрений, изучается необходимость применения ядохимикатов и т.д.). Но, для того чтобы получить достоверный результат, нам надо знать химический состав почвы по всему спектру. Стоит отметить, что мониторинг на наших опытных полях  ведется в течение 150 лет почти со времени основания нашего учебного заведения. В современной Европе таких полей, на которых работа ведется в течение десятилетий, раз, два - и обчёлся. Опытные поля – это также и своеобразное производство.

            В этом году мы открыли свою диагностическую станцию легковых автомобилей, она уже оснащена необходимым современным  оборудованием, оформлены необходимые  лицензии, сертификаты. Заработанные на станции деньги  будут использованы  на развитие науки у нас в академии.

            Сейчас мы, по заданию губернатора, занялись изучением производства ценных видов рыб, т.е. выращиванием форели, осетра на базе БГСХА. Наши ученые взялись за разработку самого  наукоемкого участка работы  - получение и сохранение молоди, ведь не секрет, что выживает только каждая стотысячная икринка. Кроме того, у нас есть задумка построить опытную ферму крупного рогатого скота, чтобы производить молоко по различным технологиям.

 - Следующий вопрос можно обозначить как сочетание «Трех И»: Изобретение - Инновация – Инвестиция. А все ли сделано, как Вы считаете, для гармоничного сочетания «Трех И» у нас в государстве?

 - Думаю, что для этого у нас в государстве многое уже сделано, сейчас нет таких ученых, как раньше, которые работали по принципу: «подкинул» научную идею, экспериментально ее подтвердил, а там хоть «трава не расти». Это и хорошо. Без сомнения, защита диссертации это достижение в жизни ученого и государства, но это далеко не все!

              Когда есть результат научной работы, который можно увидеть в виде продуктов производства на прилавках магазинов или когда этот результат применяется в народном хозяйстве, на предприятиях. Когда ученый воочию видит результаты своего труда, его мысль «двигается» дальше к новым разработкам, вкус успеха изменяет психологию ученого. Ведь каждому ученому нужен стимул для работы не только материальный, но и «воодушевляющий», для реализации и развития его творческого потенциала.

             Государственный комитет по научным технологиям доводит до нашего сведения Госпрограммы, поддерживающие инновационное развитие отдельных регионов. Но это часто происходит чисто механистически, в результате чего инновационные разработки не реализуются в полной мере, или производственники невольно сдерживают внедрение инновационных разработок.

              Я считаю, что пока недостаточно продуман механизм стимулирования восприимчивости производства к новым разработкам. Нужно чтобы был симбиоз науки и производства. Тогда наши шаги вперед будут  увереннее и серьезнее.

 - Давайте поговорим об Указе № 123: предлагаю Вам сравнить белорусский и подобный ему российский. Будете ли Вы учреждать по новому Указу предприятия на базе БГСХА или пойдете по другому пути.

 - У нас был опыт создания научно-исследовательского центра, действующего как юридическое лицо, но сейчас он работает без этого статуса. Я убежден, что вузы не должны «обрастать» производствами и предприятиями, наша задача – осуществлять качественную подготовку специалистов, проводить научные исследования, воспитательную работу, а если на базе вуза создаются производства, то они должны органично вписываться в эти наши основные виды деятельности.           

              Например, если в БГСХА занимаются производством малька ценных пород рыб, то это происходит на базе преподаваемой в академии специальности  «промышленное рыбоводство» на кафедре «Ихтиология и рыбоводство», и все происходит в рамках проведения научных исследований, в которых принимают участие студенты. Если мы при БГСХА открываем учебную ферму, на которой содержится стадо скота, от которого мы получаем продукцию, то заработанные на ферме средства используются на научные исследования. Т.е. производство должно быть органично связано с учебным процессом.

             Мы не скрываем того, что у нас есть потребность в материальных средствах: у нас большая территория, периодически требуется проведение ремонтных и профилактических работ, в нынешнем году мы будем отмечать юбилей - 170-летие Академии. Для собственного обеспечения БГСХА существует такое производство, как деревообрабатывающий (лесопильный) цех.

 - Сегодня тезис университетов «Давать теоретические знания» уже не актуален. Современные университеты действуют по-новому:  «Давать теоретические знания и учить ведению бизнеса». Каково Ваше отношение к привитию предпринимательского духа у студентов?

 - Мы тоже не «замыкаемся» только на научных исследованиях, например, работая над разведением малька ценных пород рыб, мы  стремимся продавать часть произведенного малька, а как заниматься этим - будут учиться студенты. На станции диагностики автомобилей, которую мы открыли,  работают тоже  студенты, они будут общаться с клиентами, будут видеть изнутри все потребности, особенности ведения бизнеса.

             На фермах у нас одновременно с изучением технологии производства молока будет изучаться технология производства сыров, которые нам также надо научиться продавать. Ведь в каждом деле, стоит его только начать, возникает множество нюансов, вопросов, требующих решения. Например, на молочной ферме: вопрос  о том, в каком виде лучше реализовывать продукцию, как лучше упаковывать и т. д.

              Таким образом,  под руководством и при участии преподавательского состава научно-исследовательская деятельность студентов-технологов будет происходить в сотрудничестве с деятельностью студентов с экономического факультета, изучающих маркетинг.

 - Раз Вы затронули тему производства сыров, в связи с этим задам Вам вопрос. К нам в Технопарк не раз обращались предприятия-производители молочной, масло- и сыродельной продукции по поводу консультирования по разработке бизнес-планов.

          Я обратил внимание на то, что сортов сыра в Могилевской области производится большое количество, а технологии производства мало отличаются друг от друга. Возникает вопрос: почему у нас в Беларуси, богатой традициями производителей молочной продукции, до сих  пор нет эксклюзивного сорта сыра, как, например, в Италии, Германии, Франции существуют козьи сыры домашней, ручной обработки? Пока что такие сыры мы можем привозить только из-за границы.

                Может быть, стоит пригласить зарубежного сыродела для проведения обучения наших производителей?

 - Кстати, когда я был в командировке в Италии, коллега, ветеринарный врач, занимающийся экспертизой, посетовал на то, что  немыслимо требовать сертификат качества на вкуснейший сыр, вызревание которого сегодня, как и полторы тысячи лет назад, происходит по старинному рецепту в выдолбленной в скале нише.  

             Согласен, что не хватает нам эксклюзивных сортов. Но все-таки, я считаю, что большое количество сортов сыра позволяет избежать сезонности в молочном скотоводстве. Конечно, можно заняться производством не только сыра, но и любой другой кисломолочной продукции, которую можно было бы экспортировать в западные страны. Например, в Италии покупателям не предлагается целый ряд известных нам продуктов: ряженка, сметана, простокваша и т.д.

               Но если заняться производством такой продукции, то обязательно появится необходимость в дорогой упаковке, ведь в стоимости 1 единицы продукта в «тетрапаке» цена упаковки составляет больше 50 процентов цены самого продукта. Интересную тему Вы предложили: конечно, если мы займемся развитием молочной фермы и производством сыра, мы постараемся начать производить сорт дорогого эксклюзивного сыра под названием «Академический», может быть, даже не без помощи зарубежного сыродела.

 - Назовите, пожалуйста,  2-3 поля компетенции вашего вуза, которые можно назвать многообещающими с точки зрения инноваций, где можно ожидать «научного прорыва», может быть, Вы назовете только направления.

 - Преимущество научной деятельности в нашей академии  - в комплексности подхода, например, к разработкам удобрений на хилатной форме (оно растворяется постепенно, отдавая действующие вещества), т.е. удобрений программируемого действия. Первоначальным в этих разработках является растениеводство (селекция семян), затем идут исследования в следующих областях: защита растений, техника и сроки уборки, особенности кормового растениеводства, технологии скармливания животным.

               В Региональную программу развития Могилевской области нами подан проект по разработке препарата для лечения животных при акушерско-гинекологической патологии. Это средство является препаратом местного действия и, его действие не будет сказываться на качестве производимой продукции. Сейчас препарат разрабатывается, через 2 года будет выпускаться в Могилеве. Есть у нас в Академии проекты по разработке мини-ГЭС на озерах, имеются собственные патенты; проекты по механизации (разработки по опрыскиванию, внесению удобрений).

 - Вам, конечно, известно о проведении различных рейтингов вузов, в том числе международных рейтингов. Известно, что из всех вузов на постсоветском пространстве в международные рейтинги попали МГУ им. Ломоносова (г. Москва) и СПбГУ им. Менделеева (г. Санкт-Петербург). Как Вы относитесь к таким рейтингам? Может быть, Вы пробовали применить критерии международного рейтинга к своему вузу в качестве самооценки?

 - К рейтингам отношусь положительно, они не дают «застояться», самоуспокоиться, стимулируют, позволяют идти дальше. Рейтинги должны быть по университетам, факультетам, кафедрам, преподавателям. Я сам, как преподаватель, участвую в рейтинге. Но я считаю, что на результаты рейтинга значительно влияет система оценки. Если мы предложим свою систему оценки, то результаты тоже будут в нашу пользу.

              Я посещал университеты в различных странах, в том числе в России, в Германии, Голландии, Италии, Польше, в Чехии. Видна, конечно, разница в материальном обеспечении, но принцип обучения и перечень дисциплин по той или иной специальности, количество академических часов по каждой дисциплине мало отличаются в  вузах одинакового профиля.

© ЗАО Технологический парк Могилёв
E-mail: info@technopark.by