|
Тема 10. Юридические аспекты инновационной деятельности (материалы по теме: topic10.pdf) 1. Основные направления и понятия инновационной деятельности РБ 2. Нормативные правовые акты Республики Беларусь по вопросам деятельности субъектов инновационной инфраструктуры 3. Нормативные правовые акты Республики Беларусь связанные непосредственно с инновационной деятельностью физических и юридических лиц 4. Государственная поддержка и льготы
1. Основные направления и понятия инновационной деятельности РБ
В Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2003г. № 1016 [1], отмечается, что состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики и определена как один из приоритетов развития Республики Беларусь. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами производства. Формирование и реализация инновационной политики предусматривает создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала республики, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики и послужит рычагом преодоления спада в экономике.
Законом Республики Беларусь от 19 января 1993г. N 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» [2] были определены следующие понятия: - инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций; - инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, продукции и услуг на рынок; - научно-техническая деятельность - деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения результатов. Непосредственно к субъектам инновационной инфраструктуры, которые призваны координировать работу участников инновационной деятельности, согласно Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы относятся: - научно-технические (технологические) парки, - инновационные центры, - центры трансфера технологий, - бизнес-инкубаторы.
2. Нормативные правовые акты Республики Беларусь по вопросам деятельности субъектов инновационной инфраструктуры
Перейдем к рассмотрению нормативных правовых актов Республики Беларусь, связанных с вопросами создания и деятельности субъектов инновационной инфраструктуры. Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу. Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Положение о научно-технологическом парке утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.1997г. № 998 [3]. Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе. Основными задачами и направлениями деятельности технопарка являются: - участие в формировании системы поддержки малых инновационных предприятий; - участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и международных научно-технических программ и проектов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции; - создание банка научно-инновационных предложений и системы передачи инновационных проектов для их промышленного использования; - активизация научно-технического потенциала региона путем привлечения к этому процессу ученых, научно-технических работников, научных организаций, банков, промышленных предприятий и организация сотрудничества с центральными и местными органами управления; - организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере с участием профессорско-преподавательского состава, отдельных ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений; - содействие заключению международных контрактов, способствующих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок; - подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов сотрудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями; - участие в международных программах и выставках, выполнение посреднических и представительских услуг; - содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий; - обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства; - создание дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов; - создание информационной базы, необходимой для проведения научных разработок и проектов; - содействие в создании малых инновационных предприятий, оказание им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых) и других услуг, юридической помощи и содействие в сертификации их продукции; - предоставление на договорной основе малым инновационным предприятиям, входящим в состав технопарка, лабораторных и экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисных, демонстрационных и конференц-помещений; - анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг соответствующих продуктов, поиск партнеров и источников финансирования, содействие в страховании проектов. Технопарки могут создаваться в любой не запрещенной законодательством организационно-правовой форме, на коммерческой или некоммерческой основе. Структура технопарка определяется исходя из основных направлений и специфики его деятельности и может включать подразделения и службы, обеспечивающие выполнение главных задач технопарка, в том числе юридические, информационные, патентно-лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, рекламно-издательские и другие. Источниками финансирования деятельности технопарка являются все источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам определен Приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 27.10.1997г. № 95 [4]. Отнесение субъекта хозяйствования к Технопаркам проводится Государственным комитетом по науке и технологиям (далее - ГКНТ) на основании ходатайств этих субъектов. Документом, подтверждающим отнесение субъекта хозяйствования к Технопарку, является свидетельство ГКНТ, выдаваемое сроком на три года. Инкубатором малого предпринимательства (далее - инкубатор) является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-технического характера. Положение об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1997г. N 640 [5]. Инкубаторы создаются при содействии республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центров поддержки предпринимателей. Взаимоотношения инкубатора с субъектами малого предпринимательства во всех сферах своей деятельности осуществляются на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Инкубатор свободен в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий договорных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Республики Беларусь и рассматриваемому Положению об инкубаторах. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность. Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: - предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность; - предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества; - оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства следующих услуг как общего, так и специализированного финансового и коммерческого характера: оценка и отбор предпринимательских проектов; поиск партнеров, инвесторов и кредиторов; информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства; проведение маркетинговых исследований; оказание консалтинговых и иных услуг; содействие внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью; финансовая помощь субъектам малого предпринимательства в установленном законодательством порядке; подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства; осуществление иной деятельности, не противоречащей задачам инкубатора и не запрещенной законодательством Республики Беларусь. Статус инкубатора присваивается юридическому лицу любой формы собственности, выразившему готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также с изложенными задачами и направлениями деятельности инкубаторов. Присвоение и лишение статуса инкубатора осуществляется Министерством экономики на основании порядка отнесения юридических лиц к инкубаторам малого предпринимательства и подтверждается свидетельством установленного образца. Среди прав инкубатора следует отметить возможность предоставлять за счет собственных средств гарантии по обязательствам субъектов малого предпринимательства перед кредиторами, а также принимать долевое участие в создании и деятельности юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих развитие инфраструктуры малого предпринимательства. По поводу формирования имущества инкубатора следует отметить такие источники, как: - имущество и денежные средства, переданные организациями и учреждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов; - арендная плата, получаемая от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества; - доходы, полученные от оказания услуг; отчисления от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученные в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором. Часть прибыли инкубатора, оставшейся после внесения обязательных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства, а ее размер определяется учредительными документами. Порядок отнесения юридических лиц к инкубаторам малого предпринимательства утвержден Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерством предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь 3 сентября 1997 г. Порядок определяет, что инкубатором может стать юридическое лицо не зависимо от формы собственности, имеющее в своем распоряжении специально оборудованные помещения под офисы и производственные площади, выразившее готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также с изложенными в Положении об инкубаторах задачами и направлениями деятельности. Центры трансфера технологий В Проекте Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь» центрам трансфера технологий посвящена статья, основные положения которой приведены ниже: Центр трансфера технологий - организация, содействующая реализации инноваций. Центры трансфера технологий могут создаваться в любой не запрещенной законодательством организационно-правовой форме, на коммерческой или некоммерческой основе. Организации могут осуществлять функции центра трансфера технологий наряду с иной деятельностью в соответствии с их учредительными документами и иметь соответствующие структурные подразделения для осуществления этих функций. Основными направлениями деятельности центра трансфера технологий являются: - доведение инноваций до конечного потребителя, в том числе путем ускорения процесса их освоения в производстве; - информационное обеспечение инновационной деятельности с использованием информационных технологий; - оказание инженерно-консультационных услуг, выполнение работ расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований инновационных проектов. Центр трансфера технологий может в установленном законодательством порядке принимать участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ (далее - программы) и инновационных проектов, а также выполнять научно-исследовательские и иные работы в научно-технической и инновационной сферах. Источниками финансирования деятельности центра трансфера технологий являются: - добровольные отчисления юридических и физических лиц; - доходы от собственной деятельности; - бюджетные средства, выделяемые в установленном порядке для выполнения инновационных проектов и программ; - другие источники, не запрещенные законодательством. Порядок создания и условия деятельности центра трансфера технологий определяются законодательством.
3. Нормативные правовые акты Республики Беларусь связанные непосредственно с инновационной деятельностью физических и юридических лиц
Далее рассмотрим вопросы связанные непосредственно с инновационной деятельностью физических и юридических лиц, которую могут осуществлять также субъекты инновационной инфраструктуры. Остановимся на отдельных источниках финансирования инновационной деятельности. В Положении о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998г. № 1084 [6] определены направления использования средств, предусмотренных в республиканском бюджете для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. Отметим следующие важные направления, которые могут активно использоваться субъектами инновационной деятельности: - проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе в рамках научных программ и отдельных научных проектов; - выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ; - финансовую поддержку инновационных проектов в части организации и проведения научных исследований и разработок. Финансирование государственных научно-технических программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников. Государственные заказчики программ принимают обязательства по их частичному финансированию из внебюджетных источников в размере не менее 50 процентов сметной стоимости работ по программе. Допускается финансирование в полном объеме за счет средств республиканского бюджета заданий программ, имеющих высокую социальную значимость, или заданий программ, в том случае, если государственный заказчик не имеет объективной возможности сформировать собственные инновационные фонды или иные фонды специального назначения. Решение по данному вопросу принимает Комитет по науке и технологиям. Положение о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.1999г. № 819 [7], устанавливает требования к инновационным проектам (далее - проекты), финансируемым за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на науку, порядок формирования проектов, их конкурсного отбора, финансирования и реализации. Проект - комплекс работ по созданию и реализации инноваций (от научных исследований и (или) разработок до практического использования полученных результатов). Целью проекта является создание и освоение новых технологий, видов продукции и услуг, а также разработка новых решений производственного, организационного и социально-экономического характера. Государственными заказчиками проектов могут выступать министерства, другие республиканские органы государственного управления, фонды специального назначения и иные организации республики, на которые Советом Министров Республики Беларусь возложены задачи научно-технического развития в соответствующих областях деятельности. Финансирование проектов (в части проведения научных исследований и (или) разработок) за счет средств республиканского бюджета осуществляется на конкурсной основе, как правило, при условии долевого участия заинтересованных организаций на возвратной и безвозвратной основе. В отдельных случаях Государственным комитетом по науке и технологиям (ГКНТ) могут вноситься в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения о финансировании проектов в полном объеме за счет средств республиканского бюджета. Финансирование проектов за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду Национальной академии наук Беларуси (Белинфонд), осуществляется на условиях возврата бюджетных средств государственными заказчиками или организациями-исполнителями либо организациями-потребителями в порядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь. К рассмотрению принимаются проекты, государственные заказчики которых и (или) другие заинтересованные в реализации этих проектов приняли на себя обязательства по практическому использованию планируемых результатов, по долевому участию в финансировании затрат на выполнение научных исследований и (или) разработок, предусмотренных в проекте, в размере не менее 50 процентов общего объема планируемых на эти цели затрат. Кроме того, проекты должны отвечать следующим основным требованиям: - быть направленными на решение важнейших проблем социально-экономического развития республики и соответствовать утвержденным в установленном законодательством порядке приоритетным направлениям научно-технической деятельности; - не дублировать проекты, финансируемые из республиканского бюджета и фондов специального назначения в рамках государственных, региональных, отраслевых, межгосударственных и других выполняемых в республике программ и проектов; - научно-техническая продукция, создаваемая при выполнении проекта, должна базироваться на новейших научных достижениях, являться конкурентоспособной; - период от начала выполнения проекта до полного достижения поставленных в нем целей в части выполнения этапов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, как правило, не должен превышать двух лет. В порядке исключения по согласованию с ГКНТ допускаются к рассмотрению проекты, срок выполнения которых превышает два года, при условии, что продолжительность проведения работ на отдельных этапах реализации указанных проектов по заключению научно-технической экспертизы диктуется технологическими особенностями этих работ (проведение медицинских испытаний, селекция, сезонность и другие); - период от начала выполнения проекта, финансируемого на возвратной основе, до полного достижения поставленных в нем целей, включая этапы промышленного выпуска продукции и возврата средств, как правило, не должен превышать четырех лет. При отказе государственных заказчиков и (или) других заинтересованных в реализации соответствующих проектов от принятых на себя обязательств по их финансированию из внебюджетных источников финансирование таких проектов за счет средств республиканского бюджета решением ГКНТ, а по проектам на возвратной основе - решением Белинфонда прекращается. Затраченные на их выполнение бюджетные средства государственный заказчик обязан в установленном порядке возвратить в республиканский бюджет. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выполняемые в рамках проекта, подлежат обязательной государственной регистрации в установленном порядке. Для более детального ознакомления с возможностями оказания финансовой поддержки (кредитования) при разработке и освоении принципиально новых видов продукции, новых и высоких технологий Белорусским инновационным фондом следует обратиться к Постановлениям Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда» [8] и от 05.03.2003г. № 303 «О некоторых вопросах деятельности Белорусского инновационного фонда и внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. №1739» [9]. Далее рассмотрим Положение о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.05.2005 № 493, (в ред. от 07.02.2006 № 166) [10]. Инновационные фонды образуются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси (главные распорядители средств), облисполкомами и Минским горисполкомом и являются государственными целевыми бюджетными фондами (инновационные фонды). Юридические лица, в том числе хозяйственные общества, не входящие в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, имеющие долю (акции) государственной собственности в уставном фонде, производят отчисления средств в инновационные фонды в порядке, установленном законодательными актами. Размеры отчислений в инновационные фонды организациям устанавливаются главными распорядителями средств инновационных фондов в пределах нормативов отчислений, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, в порядке, ими установленном. Средства инновационных фондов направляются на: 1. финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках президентских; государственных народнохозяйственных и социальных программ; 2. финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов; 3. финансирование работ по освоению (внедрению) результатов выполнения заданий (мероприятий), программ и инновационных проектов; 4. выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, ориентированных на реализацию приоритетных межотраслевых и отраслевых научно-технических направлений; 5. создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях; 6. финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь; 7. строительство и реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (за исключением капитального ремонта), связанных с направлениями использования инновационного фонда; 8. финансирование работ на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ; 9. приобретение оборудования, связанного с направлениями использования инновационного фонда; 10. проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации продукции (работ, услуг), систем качества, обеспечения единства измерений, рекламно-издательской деятельности, связанной с направлениями использования инновационных фондов; 11. развитие научно-технической информации, работы в области организации и пропаганды изобретательской и рационализаторской деятельности, проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок); 12. развитие материально-технической базы подведомственных организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность; 13. финансирование расходов по содержанию центральных аппаратов республиканских органов государственного управления в соответствии с законодательными актами; 14. выдачу бюджетных займов, бюджетных ссуд, а также исполнение гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выданным (выдаваемым) на цели, указанные в пунктах 1-6, 9 и 12; 15. уплату процентов по кредитам, выданным (выдаваемым) банками Республики Беларусь, на цели, указанные в пунктах 1-6, 9 и 12, в пределах размеров, определенных в соответствии с законодательством; 16. погашение задолженности по привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь иностранным кредитам и кредитам, выданным банками Республики Беларусь, на цели, предусмотренные в пунктах 1-6, 9 и 12, а также задолженности по бюджетным займам, бюджетным ссудам и банковским кредитам. Разрешается в течение финансового (бюджетного) года возмещение за счет инновационного фонда собственных средств организаций, израсходованных согласно направлениям перечисленным выше, при наличии решения главного распорядителя средств об их выделении из инновационного фонда. Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции за счет средств инновационных фондов осуществляется на конкурсной основе с проведением экспертизы представляемых проектов в порядке, установленном республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Средства из инновационных фондов выделяются участвующим в образовании этого фонда организациям на безвозвратной и возвратной основе, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
4. Государственная поддержка и льготы
1. В Положении об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 [11], установлено: - применяется понижающий коэффициент к базовым ставкам арендной платы 0,5 за площади, арендуемые центрами поддержки предпринимательства, технологическими парками (технопарками), инкубаторами малого предпринимательства в первые два года со дня заключения договора аренды. 2. Правила оказания финансовой помощи Центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства изложены в Постановлении Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26.12.2000г. №16 «Об утверждении правил оказания финансовой помощи Центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета» [12]. В данном документе сказано, что получателями финансовой помощи являются юридические лица, имеющие статус "Центр поддержки предпринимательства" и (или) "Инкубатор малого предпринимательства". Финансовая помощь оказывается Министерством за счет средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства. Далее в нормативном акте указаны направления использования финансовой помощи вышеупомянутыми субъектами инновационной инфраструктуры, что является важным условием при получении финансирования: - приобретение основных производственных фондов, необходимых для осуществления функций субъекта инфраструктуры; - приобретение и разработка программного обеспечения и баз данных, их актуализация (обновление); - приобретение нормативной и справочной литературы; - организация и проведение семинаров, конференций, курсов для субъектов хозяйствования сферы малого предпринимательства, деятельность которых направлена на организацию производства продукции, товаров и услуг, создание новых рабочих мест и т.д. Данный перечень не является исчерпывающим. Помощь может оказываться как на безвозмездных условиях в виде предоставления финансовых средств или же передачи в безвозмездное пользование имущества, а также в виде микрокредитов на льготной основе, в том числе на беспроцентной основе. Данные процедуры осуществляются через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. 3. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. N 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях [13]: - принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.1997г. N 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки» [14] и утвержден Перечень приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, перспективных производств, основанных на таких технологиях, на 1997-2010 годы; - Министерством экономики Республики Беларусь и Государственным комитетом по науке и технологиям 24.04.1997 г. утверждено Положение о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным [15]; - принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2004г. N 677 «Об утверждении критериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторных показателей» [16]; 4. Законом Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.11.1991 г. № 1319 - XII (в ред. от 31.12.2005 № 80-З) [17], установлено, что от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. 5. Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-З «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» [18] установлено, что от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог освобождаются организации, осуществляющие научную деятельность, - организации, осуществляющие научную деятельность,в части сумм, полученных от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета. 6. Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-З «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» [18] установлено, что от чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости освобождаются организации, получающие средства из республиканского и местных бюджетов, в том числе по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, заключенным с организациями, - в части фонда заработной платы, исчисленного за счет указанных средств. 7. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2003г. № 1685 «О мерах по стимулированию развития предпринимательства» утвержден Комплекс мер по стимулированию развития предпринимательства и дополнительному созданию объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. Комплексом мер предусмотрено внесение в Правительство в установленном порядке проектов ряда нормативных правовых актов, которые призваны активно стимулировать развитие предпринимательства (в том числе и инновационного) и способствовать созданию соответствующих субъектов инфраструктуры,.в частности: - внести изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 [11], предусмотрев в нем увеличение срока (до 10 лет) применения понижающего коэффициента к базовым ставкам арендной платы за площади, арендуемые инкубаторами малого предпринимательства, центрами поддержки предпринимательства, научно-технологическими парками и о распространении указанной нормы на субъекты малого предпринимательства, являющиеся арендаторами инкубаторов и технопарков; Комплексом мер предусмотрено осуществить отбор из числа представленных в перечнях наиболее подготовленных предприятий для создания в соответствии с законодательством на их базе объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и инновационной инфраструктуры. При этом определить источники финансирования для создания горисполкомами конкретных объектов инфраструктуры (собственные средства предприятий, средства фонда занятости населения, бюджетные и другие средства). Комплексом мер предусмотрено принять меры по упрощению процедуры кредитования, расширению доступа юридических и физических лиц к кредитным ресурсам банков, а также дальнейшему развитию механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства. 1. О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003 г. № 1016 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87, 5/12853, опубликован - 7 августа 2003 г.) 2. Об основах государственной научно-технической политики. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII ("Народная газета" от 10 февраля 1993 г., Газета "Звязда" от 5 февраля 1993 г., Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 33, ст.657, Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 7, ст.43. 3. Об утверждении Положения о научно-технологическом парке. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 22-23, ст.793). 4. Об утверждении Порядка отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам. Приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. № 95 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., № 24, Газета "Рэспублiка", 1997 г., № 274). 5. Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 16, ст.607). 6. Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 (Регистрационный номер Национального реестра 5/6785, дата включения в Национальный реестр 15 августа 2001 г.). 7. Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999 г. № 819. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 46, 5/965, опубликован - 23 июня 1999 г. , Газета "Рэспублiка" от 16 июня 1999 г., № 137).. 8. О создании Белорусского инновационного фонда. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 32, ст.819). 9. О некоторых вопросах деятельности Белорусского инновационного фонда и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. N 1739. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2003 г. № 303 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 31, 5/12096, опубликован - 17 марта 2003 г.). 10. Об утверждении Положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2005 г. № 493 (Газета "Рэспублiка" от 26 мая 2005 г., № 96, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 77, 5/15965, опубликован - 25 мая 2005 г.) 11. О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности. Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 112, 1/4050, опубликован - 9 октября 2002 г., Газета "Советская Белоруссия" от 4 октября 2002 г., № 233). 12. Об утверждении Правил оказания финансовой помощи Центрам поддержки предпринимательства и Инкубаторам малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 16, 8/4733, опубликован - 15 февраля 2001 г.). 13. О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях. Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 20, ст.484). 14. О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 6, ст.237). 15. Положение о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным. Положение Министерства экономики Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., № 12). 16. Об утверждении критериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторных показателей. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004 г. № 677 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 91, 5/14360, опубликован - 16 июня 2004 г.). 17. Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.11.1991 г. № 1319 - XII (в ред. от 31.12.2005 № 80-З) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1177,опубликован - 16 января 2006 г. 18. О бюджете Республики Беларусь на 2006 год. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 7, 2/1178, опубликован - 4 января 2006 г., "Народная газета" от 4 января 2006 г., № 1. 19. О мерах по стимулированию развития предпринимательства. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 1685. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 2, 5/13589, опубликован - 12 января 2004 г. |
|||||
© ЗАО ТПМ
E-mail: info@technopark.by |